?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Во что верят балийцы?

Приехав на Бали, в первый же день мы увидели, насколько экзотично это место, даже в сравнении с другими странами Азии. Религия, обычаи, легенды и мифы переплетаются с повседневной жизнью, образуя очень сложный и замысловатый узор. Нам было трудно иногда понять, видим мы театрализованное представление для туристов или священный религиозный ритуал, где изображения добрых духов и богов, а где - демонов и чем они отличаются.




Расспросы нашего гида и кое-какие небольшие расследования в интернете прояснили нам кое-что. Конечно, экспертами мы не стали - для этого надо посвятить изучению острова не один год, а то и всю жизнь. Тем не менее, кое-что из того, что мы узнали,  возможно, будет интересно и вам!




Этот текст ни в коем случае не является научной статьей и не предназначен для экспертов. Скорее это записки любопытного туриста, попытка уяснить для себя и "разложить по полочкам" множество пестрой и противоречивой информации, которая своим разнообразием и изобилием деталей мешает увидеть картину в целом.


Можно сказать, что вся культура острова строится вокруг Балийской религии и мифологии.

На Бали главной религией является уникальная разновидность индуизма, которую называют "Агама Хинду Дхарма", ее исповедует подавляющее большинство населения.

На самом деле, чистым индуизмом назвать эту религию нельзя. Она образована смешением индуизма, китайского буддизма и древних анимистских культов, существовавшими на островах Индонезии до прихода "материковых" религий.


Индо-буддизм в его Шиваистском варианте пришел на Бали с соседней Явы примерно 1200 лет назад. Второй волной стал поток иммигрантов в 15 веке, когда в остальной Индонезии стал насаждаться Ислам. Местные культы, посвященные духам предков и различных священных мест, противостоять новой религии не могли, но умирать отказывались. Результатом стало слияние трех вер.

Основные черты Агама Хинду Дхарма, балийского индуизма, унаследованы от индийского истока:

Высшим божеством является Санг Хьянг Тунггал - Единый Бог. Его можно назвать эквивалентом индуистского Брахмана. Все остальные божества представляют из себя различные его аспекты. Главные из них, это триада индуистских богов (Тримурти): Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель. Шива, в балийской традиции, Батара Гуру - сильнейший из богов Тримурти (поэтому, балийский индуизм и называют шиваизмом).

Буддизм привнес свои черты, главная из которых - идея равенства всех людей в достижении Нирваны. Будда стал присутствовать во многих храмах, как воплощение бога Вишну. Батара Гуру тоже получил часть черт Будды. Значение каст в обществе уменьшилось, касты стали равны между собой, стал возможен переход из касты в касту, исчезло понятие "неприкасаемый".

От традиций же местных народностей - Бали Ага, в общий котел попали многочисленные духи, населяющие все и вся на острове, а также духи предков. Даже слово "хьянг", обозначавшее раньше духов, стало использоваться и для названия богов индуистского пантеона. Согласно существованию духов предков, немного изменились и принципы реинкарнации. На Бали новые воплощения происходят внутри одного рода. То есть, новый ребенок будет воплощением кого-то из своих предков.

Пока же не произошло воплощение, духи предков разделяют жилища богов - вулканы.

Вулканы занимают совершенно особое, точнее, центральное во всех смыслах, место в вере Балийцев. Центром мира является Гунунг Агунг. Это самая священная гора, аналог Кайлаша в Индии - обиталище Батара Гуру (он же Шива). Поэтому самый главный храм острова - Бесаких, построен на склоне этого вулкана.

Гунунг Агунг и другие горы - средоточие добрых сил острова, обиталище добрых духов и богов (Каджа). Океан, окружающий остров - пристанище демонов и злых духов (Келод).

Заданное радиальное направление Каджа-Келод определяет двойственность мира: горы-океан, добро-зло, черное-белое, чистота-скверна. Кроме того, этот "вектор", как компас, ориентирует многие аспекты жизни на острове. Семейные храмы и все жилые помещения в домах балийцев группируются со стороны священных гор, "нечистые" помещения - ближе к морю. Также сориентированы и все храмы острова. Этому же правилу подчиняются священные обряды и многие повседневные дела. Даже спать ложиться по "балийскому фен-шуй" полагается головой в сторону священных гор.

Балийский индуизм также называют "Религией Святой Воды" (Агама Тирта). Вода и вправду является важнейшим символом в балийской религии. Источником пресной воды на острове являются вулканические озера на вершинах священных гор. Все реки и каналы древних и сложных  ирригационных систем острова несут эту воду в направлении Каджа-Келод - с гор в океан, по пути очищая остров и его жителей в буквальном и духовном смыслах. Это уже делает любую пресную воду на осторве достойной уважения. После же  ритуала освящения, вода становится святой - такая вода обладает уже несравненно более сильными магическими свойствами и используется в религиозных церемониях.


Некоторые из самых почитаемых храмов (например Пура Улун Дану) буквально стоят на воде - в священных горных озерах. Есть также храмы со святыми источниками, вокруг которых организованы специальные купальни.

Конечно обилие изысканных храмов - одна из самых заметных особенностей острова. Всего на Бали около 20000(!) храмов. В каждой деревне есть несколько общественных храмов, а в каждом доме местных жителей обязательно должен быть собственный, семейный храм. На самом деле, строительство каждого нового дома начинают именно с храма.

Все храмы - и большие "всеостровного" значения и самые скромные семейные построены по одному принципу.

Храм делится на три внутренних двора под открытым небом. Алтари находятся в "святая святых" внутри третьего двора. Там и проходят службы. Вход в первый двор находится в направлении моря, самый главный, внутренний двор - в направлении гор. Таким образом, соблюден принцип Каджа-Келод, а самые важные помещения храма выше остальных. Если храм стоит на равнине, для внутреннего двора и алтарей строится специальное возвышение.

Статуи богов и алтари оборачивают клечатой тканью - поленг, которая символизирет мировой дуализм. О том же двойном разделении мира говорит характерная форма храмовых врат - бы расколотая пополам арка. Кроме того, эти врата символизируют границу, раскалывающую мир. Через нее можно, сохранив свою телесную оболочку, проникнуть в мир духов.


Неподалеку от храма часто строится «вантилан» - площадка для петушиных боев. Сам бой петухов считается чем-то вроде жертвоприношения, а пролитая птицами кровь - жертвенной.

Как принято в индуизме, каждый храм посвящен какому-то божеству. У каждого храма, кроме различных религиозных церемоний, проходящих в нем, есть особый день, когда проходит церемония Одалан - день рождения храма.

Священные тексты балийского Индо-буддизма - веды. Пураны и классические древнеиндийские эпосы имеют меньшее значение. Это подчеркивает древность балийского учения, отделившегося от индийского еще до того его реформ 1800 лет назад. Махабхарата и, конечно, Рамаяна являются излюбленными темами для искусства и ремесел, вдохновляют костюмированные танцы, которые так любят туристы, но в религиозной жизни намного большее значение имеют местные сказания и легенды.

Наверное, главным из них можно назвать сюжет о противостоянии Баронга и Рангды.

Баронги - это короли духов, защитники отсрова, возглавляющие силы добра.

Всего на Бали 5 Баронгов, каждый из которых защищает свою часть острова. Они принимают форму дикого кабана, тигра, змеи, дракона и льва. У туристов больше всего шансов увидеть танец Баронга-льва, так как именно он защищает регион, в котором расположен Убуд, где туристам часто показывают танец Баронга.

В этом танце Баронг борется со своим извечным противником - королевой демонов Рангдой.

Рангда - предводительница темных сил острова. Являясь ведьмой-королевой демонов, она имеет все необходимые пугающие атрибуты: страшная старуха с огромными когтями, клыками, выпученными глазами и свисающим до земли языком. Кроме всего прочего, она крадет и поедает детей. Ее прообразами в индуизме считаются Кали и Дурга. Кроме того, возможно, Рангда имеет реальный прообраз в истории острова. В 11 веке тогдашняя яванская королева Махендрадатта была обвинена своим супругом, королем Дхармодаяной в черном колдовстве и изгнана. По легенде, мстя за свое изгнание, она наслала на королевство черную чуму, убившую половину жителей. Теперь же основная ее задача - возглавить темные силы в их извечной борьбе с Баронгом.

В борьбе Баронга и Рангды, где ни один из противников не может одержать полной победы, рождается баланс добра и зла. Эта борьба изображается в ритуальных танцах и процессиях.

Кроме Праздников дня рождения храмов, процессий и танцев Баронга, оригинального балийского празднования Нового Года, на острове существует еще много религиозных церемоний. На самом деле, редко кому удается побывать на острове не увидев своими глазами ни одной.

Но, даже, если вы попали в число таких "счастливцев", вы наверняка не пропустите еще один аспект религиозной жизни балийчев: подношения духам.

Их можно увидеть (а иногда ненароком и наступить) на любой улице, у каждого дома. Это крошечные корзиночки, сплетенные из пальмовых листьев. Принято задабривать подношениями всех духов - и добрых и злых. Подношения добрым духам устанавливаются на небольших постаментах, напоминающих тайские "домики духов". Они могут стоять у любого дома, на перекрестках дорог, а также в храмах. Само собой, на праздничных церемониях в храмах, подношения (Canang Sari) отличаются куда большей красотой и замысловатостью.

Злым же духам оставляют подношения на земле, напротив входа в помещение. Именно на них зачастую случается наступить туристу, но местные жители никогда не обижаются, уж не знаю, от того, что подарки были и так предназначены демонам, то ли это просто не считается какой-то плохой приметой.

Различается и содержимое подношений. Добрые духи получают более возвышенные подарки: записки с молитвами и благовония, а демоны - более приземленные: цветы, воду, еду, говорят, иногда даже сигареты :) Балийцев ничуть не смущает обычай оставлять подношения демонам. Ведь это верный способ уменьшить вред, который они могут причинить.Вообще, балийцы не склонны к крайностям, а всегда сремятся к равновесию и гармонии. Наш гид, например, никогда не говорил что какие-то духи, на чьи скульптуры мы ему указывали - злые. Он всегда старался объяснить, что все они достойны внимания и уважения.

Кроме религии, большим уважением на острове пользуется магия. "Белые" колдуны используют магическую энергию "сакти", чтобы лечить больных наложением рук, а также избавлять их от козней злых духов и "черных" магов.

Магическая сила сакти также может исходить от ритуальных предметов (например масок), святых и "особых" мест, таких как особенные деревья, скалы или пещеры.. Для этого, чтобы стать магом, нужно пройти специальный ритуал, который призван освободить скрытую в человеке санкти и дать ему возможность ею пользоваться. Кроме того использование магии требует сложного обучения, основы которого хранят магические книги, недоступные не только туристам, но и любому "непосвященному" магии балийцу.

Вот, в двух словах, то, что мне удалось разузнать о своеобразии традиций Бали. Было бы очень здорово, если кто-то сможет рассказать про еще какие-нибудь интересные особенности, дополнить мои изыскания своим опытом или указать на ошибки, которые вполне могли вкрасться в мои рассуждения :)

Пожалуйста, пишите - мы ничуть не потеряли интереса к этому замечательному острову и рады будем узнать о его обычаях и культуре что-нибудь новое и интересное!


В этой записи:
Агама Хинду Дхарма - балийский индо-буддизм.
Центр мира и балийский "компас" - Каджа-Келод.
Агама Тирта - Религия Святой Воды.
Устройство храмов Бали
Противоборство Баронга и Рангды.
Зачем на улицах эти корзиночки?
Колдуны Бали.

Мы на фейсбук и в инстаграм Instagram
promo allworld4us january 9, 2013 11:24 54
Buy for 100 tokens
Боракай, Бохоль, Манила (Филиппины) Самуи (Таиланд) Куала Лумпур, Пещеры Бату, Храм Змей на Пенанге (Малайзия) Джоржтаун, Малайзия Буддийские храмы Пенанга Чайнатаун и центр Бангкока, Таиланд Храмы Багана, Мьянма - Часть 1 Храмы…

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
rumyantsevphoto
Jan. 13th, 2012 10:21 pm (UTC)
Интересно написали и оформление поста супер!
allworld4us
Jan. 14th, 2012 06:08 am (UTC)
Спасибо! :) Я вот, подумываю прилепить линки на большее разрешение к картинкам..
rumyantsevphoto
Jan. 15th, 2012 03:38 pm (UTC)
Хорошая мысль!
(Deleted comment)
allworld4us
Jan. 14th, 2012 06:50 am (UTC)
Очень рад, спасибо! :)
musyousha
Aug. 24th, 2012 05:49 pm (UTC)
спасибо. очень интересно читать. через неделю летим в Индонезию - пригодится.
allworld4us
Aug. 24th, 2012 06:36 pm (UTC)
Спасибо, что зашли! :)
zapad_vostok
May. 30th, 2013 04:51 pm (UTC)
Интересно. Многого не знал.
allworld4us
May. 30th, 2013 06:51 pm (UTC)
Спасибо! :)
Тут нет особо сакральных знаний, если вам интересна эта тема, можем посоветовать журнал Михаила Цыганова http://m-tsyganov.livejournal.com/
zapad_vostok
May. 31st, 2013 04:00 pm (UTC)
Спасибо.
dh_gx
Nov. 1st, 2016 03:54 pm (UTC)
супер
Спасибо большое за статью, очень интересно было почитать, давно интересуюсь культурой и религией острова Бали, посещаю его часто) информация очень полезна! А где можно найти больше??
allworld4us
Nov. 2nd, 2016 02:33 pm (UTC)
Re: супер
Спасибо, что почитали! :)
Больше информации в Интернете! А лучше съездить! ))
( 11 comments — Leave a comment )
Powered by LiveJournal.com