?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бывая на экскурсиях в замках Европы, от экскурсоводов случалось слышать, что в средние века, да и вплоть до начала 20го века, в Европе люди спали сидя.. Да еще иногда и в шкафу! Поэтому кровати такие маленькие, даже, если учесть, что человек в то время был ниже ростом.. Правда ли это и почему они так делали?



Разные люди и разные гиды рассказывали нам
разные версии!

Пошарив по сети в поисках 100% авторитета, я так и не смог найти однозначного толкования. Вместо этого, я нашел еще множество упоминаний о подобных курьезах, объясняемых самыми разными вещами! Из этих, иногда серьезных, а иногда весьма забавных утверждений и сложилась эта статья..

Итак, спали сидя, а точнее, полусидя, подложив под торс подушки и ложась на них примерно под углом 45 градусов..

- Потому, что в ранние средние века, да и до этого, в неспокойное и опасное время, даже такая небольшая предосторожность могла спасти жизнь, в случае неожиданного нападения врага.

Ну чтож.. Вполне разумно. Если человек издавна привык быть настороже, спать вполглаза, положив руку на рукояь меча - это могло и войти в традицию!

- Спали сидя из суеверия - боялись, что, то ли ангел-хранитель, то ли бесы, увидев лежащего в позе покойника человека, заберут его душу.

Ну, тут можно и поспорить. С одной стороны - кто его знает, во что могли всерьез верить люди в древности. Но спать сидя из таких опасений в 19ом веке? Это все-таки вряд-ли! Отсюда, следующая версия..

- Спать сидя считалось полезным для здоровья. Якобы, такая поза во сне продливала жизнь, благодарая тому, что кровь не приливала к голове. Еще считалось, что это увеличивает умственные способности!

И очень похожее:

- Лекари рекомендовали такую позу, чтобы избежать риска кровоизлияния в мозг. Считалось, что дети могут спать лежа, но взрослым лучше держать голову выше, особенно старикам..

Это звучит правдаподобно. В то время вообще большое значение придавалось давлению и составу крови. Лечили кровопусканием, пиявками. Но есть и более приземленное объяснение:

- Засыпая полусидя, было легче переваривать тяжелую, жирную пищу, которой отдавали предпочтение..

Да и в этом заявлении есть рациональное зерно - скажем, перепившись на пиру, объевшись жаренной жирной пищи, краснолицего синьора со слабым сердцем и правда мог во сне хватить удар!

Есть и еще одна "медицинская" теория:

- При топке каминов в замках скапливалось изрядное количество дыма, люди часто страдали легочными заболеваниями и, кроме того, туберкулезом.. Спать сидя помогало легче дышать во сне и не задохнуться в дыму и копоти..

Дальше - интереснее!

- Приходилось спать полусидя, потому, что с лежащим как мертвый, могли "по закону" поступить как с мертвецом: раздеть, ограбить и просто прикончить..

Без комментариев! :)

- Сидя в шкафах спали, чтобы сохранить тепло!

- Чтобы сэкономить место в жилище!

- Спали сидя, чтобы не храпеть: в сидячем положении язык не западает, носоглотка вертикальна и храп не получается!

- Спали сидя, запершись в шкафу, чтобы ночью крысы не отгрызли носы и уши..

И, наконец просто шедевр:

- Голландцы спали сидя в специальных запирающихся шкафах, так как подвыпившие моряки постоянно выпадали во сне из кроватей! :)

Уф! Вот это жизнь была у европейцев в то время!
Ну и, наконец, пару версий, уже про более позднее время:

- Придворные дамы спали сидя, чтобы сохранить прическу, на возведение которой требовался не один час и которую поэтому меняли раз в неделю а то и реже.. Это точно факт, подтверждается во многих местах.. Еще были палки-ческалки для той же самой прически..
И еще одна версия связанная с тщеславием:

- Королевские особы и приближенные к ним, таким образом, желали подчеркнуть свое превосходство и отличие от простых людей..

Интересная мысль! Зная склонность человека доводить всякую моду до абсурда, можно предположить, что, если в то время считали сон на высокой подушке с приподнятой головой полезным - наверняка нашлись модники, готовые спать практически сидя, чтобы выжать из этого всю пользу! Ведь носили же туфли с длинными носками, привязанными к коленям! Может поэтому абсурдно короткие кровати сохранились, в основном, именно во дворцах королей и знати..

Известно также, что, например, Петр Первый привез, в свое время "прогрессивную" привычку спать полу-сидя из Европы.. До сих пор, спальный шкаф, которым он пользовался в Голландии можно увидеть в городе Заандаме:

И, в завершение, предположение "от обратного":

-Сидя, все-таки, никто не спал. Короткие кровати были "парадными". В них, подобно Обломову, принимали гостей и, при этом, естественно, лежать пластом было бы просто неудобно..

Я мог бы запросто поверить в эту версию, если бы не видел такие же короткие кровати именно в спальнях - небольших темных комнатах, где приемы было бы устраивать не совсем с руки.. Но вот роскошные королевские кровати во дворцах.. Это очень похоже на правду!



Вот, пока на этом закончились мои изыскания! Что же в результате? Лично я, сделал для себя такие выводы:

Во первых, по всей видимости, в средние века и до начала 20-го века, в Европе и правда существовал курьезный обычай спасть полусидя в кровати, откинувшись на горе подушек - слишком уж много упоминаний в разных странах от Италии до Швеции.. Да и любого, кто хоть раз видел своими глазами коротенькие кровати и спальные шкафы в старинных замках, не убедить, что это объясняется небольшим ростом людей средневековья - может они и не были великанами, но уж точно и не лилипутами!

Во вторых, я не думаю, что сидя спали тогда абсолютно все. Если бы это было так, то свидетельств было бы наоборот, намного больше, да и учебники такую информацию вниманием не обошли бы.. Все-таки сон полусидя, скорее всего, оставался прерогативой "избранных"..

Ну и в третьих, мне кажется, что нельзя какую-то из версий о причине этого обычая, перечисленных выше, считать единственно верной. Скорее всего, во многих из них (если не во всех), есть доля истины. В разных странах, в разное время и по разным причинам, спать сидя могли, как из осторожности, так и заботясь о здоровье (по объективным или надуманным причинам), из суеверия или следуя влиянию моды..

И, по моему, замечательно, что истории об этом, дошли до нас, хотя-бы в виде курьезов, рассказанных гидами! Ведь так скучно, если история сводилась бы к списку дат завоеваний да длинной чреде правителей..
PS.:
- Хочу сказать спасибо janton2811 и liberis, из постов которых мне удалось подчерпнуть несколько интересных версий; а также, [info]kat_vyazovskaya, вопрос которой и натолкнул меня на идею этого поста!

- Иллюстрации к этому посту (кроме первой под катом фотографии кровати, из замка Фредериксборг) найдены в интернете и принадлежат их авторам!


Мы на фейсбук и в инстаграм Instagram
promo allworld4us january 9, 2013 11:24 54
Buy for 100 tokens
Боракай, Бохоль, Манила (Филиппины) Самуи (Таиланд) Куала Лумпур, Пещеры Бату, Храм Змей на Пенанге (Малайзия) Джоржтаун, Малайзия Буддийские храмы Пенанга Чайнатаун и центр Бангкока, Таиланд Храмы Багана, Мьянма - Часть 1 Храмы…

Comments

( 67 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
ljtimes
Feb. 8th, 2012 11:27 am (UTC)
Your post has been published on LJTimes
LJTimes editors found your post interesting. You can find a re-post here: http://www.livejournal.com/ljtimes
dorogimira
Feb. 8th, 2012 11:35 am (UTC)
Интересная тема!))) В своих представлениях по этому вопросу я не заходила дальше идеи высоких и трудоемких причесок))) А вот у меня тогда встречный вопрос: почему евреи носят пейсы? Уже 4 года над этим бьюсь - никто сказать не может)))) Я, конечно, знаю, что в Торе велено не брить виски, и потому их не бреют. Но вот, ПОЧЕМУ так сказано в Торе??? Ведь должне же быть какое-то логическое, практическое или культовое объяснение!!! Вот так и с сидячим сном тоже, наверное))))
allworld4us
Feb. 8th, 2012 11:42 am (UTC)
Да, наверняка сказано неспроста :)
Вокруг сплошные вопросы без ответов! ))
- Olga Nasser - Aug. 18th, 2017 01:55 pm (UTC) - Expand
- allworld4us - Aug. 18th, 2017 02:57 pm (UTC) - Expand
про пейсы - Оксана Попова - Dec. 12th, 2017 09:29 pm (UTC) - Expand
aspasia_roma
Feb. 8th, 2012 11:47 am (UTC)
Сложные прически надо было беречь
дамы спали сидя, чтобы сохранить прическу

Цитата

Да, это так.
allworld4us
Feb. 8th, 2012 11:57 am (UTC)
Re: Сложные прически надо было беречь
Да, это подтверждается во многих местах, в отличие от других версий. Хотя версия о суеверии тоже повторяется часто, но всегда со слов гида..
allahkir
Feb. 8th, 2012 12:21 pm (UTC)
Спасибо, очень интересный пост!
Утащила себе пост, надеюсь вы не против))
allworld4us
Feb. 8th, 2012 12:44 pm (UTC)
Конечно! Я только рад :)
pingback_bot
Feb. 8th, 2012 12:23 pm (UTC)
Почему в Европе люди раньше спали сидя?
User allahkir referenced to your post from Почему в Европе люди раньше спали сидя? saying: [...] Оригинал взят у в Почему в Европе люди раньше спали сидя? [...]
helenova
Feb. 8th, 2012 12:26 pm (UTC)
Думаю, далеко не все тогда спали сидя. На картинах (фотоаппаратов-то, могущих фиксировать каждый чих, не было, ага) интереснее изображать человека полусидящим: больше деталей, симпатичнее поза, видно лица, ну и так далее.
Хотя все перечисленные выше причины весьма убедительны. :))
allworld4us
Feb. 8th, 2012 12:46 pm (UTC)
У меня тоже создалось впечатление, что это было не всеобщим обычаем, а скорее модой.

Кроме того картин спящих сидя людей крайне мало.. С другой стороны, вообще картин со спящими людьми немного - сидят они или лежат.
anna_bpguide
Feb. 8th, 2012 12:35 pm (UTC)
Блеск!
Правда, полно средневековых картинок, где люди спокойно спят себе в кроватях, но если захотелось залезть в шкаф - почему бы и нет )))
А если серьезно -
1. Когда кто-то говорит "раньше люди...", то слышится обычно "все люди" и "всегда раньше". А речь-то может шла об особых (и потому любопытных!) ситуациях...
2. Как экскурсовод и преподаватель, знаю: не точных сведений из энциклопедии ждут слушатели, а чего-нибудь интересного, быстро запоминающегося и легко пересказывающегося. Так что полет мысли экскурсовода - это от желания хорошо выполнить задачу. Но иногда заносит, не без этого )))
3. А вы, как видно, - прекрасный слушатель!
allworld4us
Feb. 8th, 2012 12:56 pm (UTC)
Согласен! :) У меня тоже создалось впечатление, что это скорее особый случай или дань моде.

Но, так как подобные истории лично слышал в Италии, Румынии и Дании, а заинтересовавшись, нашел упоминания из Голандии, Франции и других, неуказанных стран, напрашивается вывод, что дыма без огня не бывает! :)
omskvich
Feb. 8th, 2012 12:36 pm (UTC)
однажды давно довелось трое суток жить на вокзале, спал исключительно сидя. к концу третьих суток очень болели почки. видимо, европейцы тех времен были натренированы.
allworld4us
Feb. 8th, 2012 12:56 pm (UTC)
Честно говоря, вообще с трудом представляю, как можно постоянно так спать..
foxy_lj
Feb. 8th, 2012 12:38 pm (UTC)
Экскурсоводы в Ленинграде предлагали версию, что спали люди все-таки лежа, а вот эти короткие кровати были "парадными" - гостям показывать :)
allworld4us
Feb. 8th, 2012 12:57 pm (UTC)
Интересно! :) Еще одна версия! Спасибо большое!
turistinka
Feb. 8th, 2012 01:17 pm (UTC)
Очень любопытный пост, спасибо=)
allworld4us
Feb. 8th, 2012 01:18 pm (UTC)
Всегда рад! :)
kat_vyazovskaya
Feb. 8th, 2012 01:55 pm (UTC)
А спальный шкаф мутировал в полки в вагонных купе! особенно в верхние. Что называется - почувствуй себя чемоданом :)
allworld4us
Feb. 8th, 2012 01:56 pm (UTC)
:)) О да!
lucertolo
Feb. 8th, 2012 02:03 pm (UTC)
Слыхал, что у мусульман, наверное всё-таки ортодоксальных, в сидящем положение хоронят покойников. Может это, как-то связано между собой.
allworld4us
Feb. 8th, 2012 02:07 pm (UTC)
О похоронах в сидячем положении у разных культур я тоже слышал.
Но, теоретически, здесь как раз обратная ситуация - покойников хоронить полагалось лежа, а чтобы не походить на них спали сидя..
ronin336
Feb. 8th, 2012 02:06 pm (UTC)
В Японии дамы тоже спали на специальных подушках из дерева, что бы сохранить причёску).
allworld4us
Feb. 8th, 2012 02:08 pm (UTC)
Чего, все-таки, только не сделаешь ради красоты! :)
- ronin336 - Feb. 8th, 2012 02:12 pm (UTC) - Expand
thingimabob
Feb. 8th, 2012 02:13 pm (UTC)
А вот вам еще одно объяснение от гида в Дуврском замке: спали сидя, потому что пища была тяжелая, белковая, и в сидячем положении переваривалась лучше! :)
allworld4us
Feb. 8th, 2012 02:19 pm (UTC)
Спасибо! Наверное, через пару дней сделаю апдейт со всеми новыми историями! :)
lucertolo
Feb. 8th, 2012 02:16 pm (UTC)
Странно, но в этом что-то есть, сам несколько раз засыпал сидя и спалось в общем-то хорошо и активного желания занять горизонтальное, лежачее положение не возникало. И если ложился, то сон пропадал. Но это обычно происходило днём, присевши отдохнуть, так сказать. А вообще сплю лёжа, без подушки, давно уже.
allworld4us
Feb. 8th, 2012 02:20 pm (UTC)
Даже без подушки? Мне, чисто субъективно, так кажется неудобным..
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 67 comments — Leave a comment )
Powered by LiveJournal.com