?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжается, такой длинный и разнообразный - наш первый день в Непале! После рассвета, встреченного в Нагаркоте, мы  спускаемся в долину Катманду, чтобы начать свое знакомство с культурой Непала.


Хоть мы и знали, что Непал для нас, европейцев, будет очень экзотичен, первое же место, куда мы приехали, вызвало у нас изрядный культурный шок.. Неудивительно, ведь это был
комплекс храмов Шивы, Пашупатинатх.


1.

Подъехав к лесистому холму, за которым располагается храмовый комплекс, мы прошли довольно обычный рынок с сувенирами, сделали пару фотографий  парка и, наконец, вышли к реке.. И попали в какой-то, совсем другой мир.

Конечно, мы видели до этого фотографии Катманду и этого места, в частности, но, как оказалось, видеть фото и побывать там на самом деле, все-же "две большие разницы"..


2.

Здесь мы в первый (но не в последний) раз в Непале почувствовали собственную энергию, излучаемую тем или иным местом. На реке Багмати это был довольно мрачный, но наполненный силой фон. И неудивительно - это место принадлежит Шиве.

В храм Пашупати - Шивы, стекаются сотни стариков-индуистов со всего Непала и из Индии, чтобы прожить здесь, в специальном приюте, последние недели своей жизни, быть кремированными на берегу священной реки Багмати и, по ее течению отправиться к новому, лучшему воплощению. Точный день смерти им предсказывают астрологи храма.


3.

Вдоль западного берега реки построены помосты, на которых и раскладывают погребальные костры. Полный обряд, обеспечивающий лучшее воплощение, довольно сложный, на территорию самого храма не-индуистов не пускают и наблюдать можно только за заключительной частью церемонии. Пока мы находились у реки, мы видели несколько погребальных церемоний на разных этапах..


4.

Вот, перед тем, как уложить тело на погребальный костер, его несколько раз обносят вокруг, по часовой стрелке.


5.

А здесь, родственники ждут уже заключительной части обряда..

Вопреки ожиданиям, люди, пришедшие проводить своих родных в последний путь выглядят вполне обычно - это вовсе не религиозные фанатики, а обыкновенные непальцы, которых мы видели на улицах.


6.

На восточном берегу тоже можно увидеть храмовых служителей. Возможно, это те самые астрологи, которые предсказывают день смерти человека и его будущее воплощение?


7.

Храм Пашупатинатх - старейший храм Непала и главное святилище Шивы в мире. Он впервые построен около 400 года нашей эры, с тех пор неоднократно перестраивался, возводились новые постройки..

Река, у которой стоит храм переживает не лучшие свои времена. Даже по набережной видно, насколько более полноводной она должна быть. Как и священный Ганг, Багмати страдает от своей репутации все-очищающей реки - кроме подношений и праха множества тел в реку попадает мусор и отходы..


8.

Шива-Пашупати -  не просто грозный разрушитель. Также он покровитель всех живых существ. В парке на восточном берегу реки множество обезьян, приходят сюда и другие животные - их здесь охотно привечают и кормят.

Считается, что умершее в этом священном месте живое существо должно обязательно возродиться в виде человека, несмотря ни на какие проступки, отягощающие его карму.


9.

На восточном берегу реки тоже находится множество храмовых построек, посвященных Шиве.


10.

Вопреки своему внешнему виду, это не склепы. В каждом из них находится лингам [wiki] - символ бога Шивы, олицетворяющий, также в индуизме, единство мужского и женского начал.


11.

Поднявшись наверх, мы оглядываемся назад и окидываем взглядом весь храмовый комплекс.. В Южной части видны белые башенки храма Раджраджешвари - богини знания. Здесь же дом ожидающих смерти.. На восточном берегу, прямо перед нами, храм Рамы.


12.

Правее, напротив нас через реку - основное здание храма Пашупатинатх.  Судя по мешкам с песком и размытой лестнице, весной здесь могут случаться половодья. Не всегда Багмати выглядит пересыхающим ручейком, а иногда, возможно, и грозит разрушениями..?

Здание, которое мы видим сейчас более новое - оно построено в 17м веке, взамен уничтоженного термитами старого храма, с которым связана такая легенда:

По легенде, когда-то сам Шива, приняв обличье антилопы, решил побродить неузнанным по лесам на берегу Багмати. Но другие боги нашли его и, чтобы вернуть к его божественным обязанностям, догнали и ухватили за один из рогов. Рог обломился и Шива принял свой истинный божественный образ. Рог же, стал самым первым Лингамом. Ему поклонялись, но со временем, он был утерян. Позже, пастух, гоня стадо вдоль берега, с удивлением увидел, как одна из коров орошает землю своим молоком. Начав копать в этом месте, пастух вновь нашел утерянную реликвию, вокруг которой и было построено первое здание храма..


13.

Не знаю, на счет рога, но современные лингамы выглядят не совсем так. Сейчас это цилиндрические камни с закругленным концом и круглым, или квадратным основанием. Они установлены с соответствующие углубления в храмах.


14.

Вдоль восточного берега Багмати, в ряд стоят еще 11 таких небольших храмов - можно заглянуть в них них, как в галерею :)


15.

Здесь же, на восточном берегу расположились садху.


16.

Это странствующие йоги, пытающиеся достигнуть высших миров при помощи марихуаны..


17.

За небольшое вознаграждение, они охотно позируют для фотографий с туристами и могут даже помочь с "макияжем" :)


18.

Асис оказался не высокого мнения о садху - по-настоящему святые люди не должны так себя вести. И мы склонны с ним согласиться, тем более, что наш гид сам из рода брахманов! Тем не менее, это не помешало нам сфотографироваться с садху :)


19.

Впрочем, вовсе не все святые и отшельники, которых можно встретить здесь, будут рады позировать для фотографии..


20.

Немного развеявшись, разглядывая пестрых садху, мы вернулись к основному храму и к реке..


21.

Здесь мы увидели еще один из этапов индуистского похоронного ритуала. На этой площадке тело окропляли молоком..


22.

Напротив храма, через реку перекинуты мосты. По разные стороны расположены помосты для кремации представителей разных каст.


24.

Еще выше по течению реки - пещеры, где живут отшельники. Некоторые имеют (по крайней мере снаружи) весьма обжитой вид..


25.

В реке Багмати, также как и в Ганге совершают омовения. Несмотря на то, что это происходит выше по течению от крематория, чистота от такого омовения происходит, видимо, скорее духовная..


26.

Какие-то небольшие храмовые постройки виднеются и еще севернее, вдоль противоположного берега, но набережная здесь заканчивается дальше мы не пошли..


27.

Вид вдоль набережной с самой дальней ее точки. Трудно поверить, что это все происходит в том же самом мире, в котором мы живем каждый день..


28.

На обратном пути, мы заметили группу женщин, стиравших белье в Багмати, ниже по течению.


29.

Говорят, когда-то так и изобрели мыло. Пепел, плывущий вниз по реке содержит щелок - важнейший компонент мыла. Здесь белье лучше отстирывается.. Бррррр.


30.

Что-ж.. Первое знакомство с Непальской культурой оказалось, в своем роде, шоковой терапией.. Как ни странно, возможно, благодаря доброжелательным пояснениям Асиса, такое зрелище не вызвало у нас отвращения или брезгливости, а какое-то странное чувство выпадения из реальности. "Разрыв шаблона" - скажут интересующиеся НЛП люди и будут правы :)

Что же нас ждало затем? Место намного более позитивное! После знакомства с мрачноватыми традициями непальского индуизма, мы отправляемся в буддийский храм, к ступе Боднатх - месту, пропитанному удивительно сильной и положительной энергией..  Ом Мани Падме Хум! :)

Читайте об этом в следующей записи! :)




Мы на фейсбук и в инстаграм Instagram
promo allworld4us january 9, 2013 11:24 54
Buy for 100 tokens
Боракай, Бохоль, Манила (Филиппины) Самуи (Таиланд) Куала Лумпур, Пещеры Бату, Храм Змей на Пенанге (Малайзия) Джоржтаун, Малайзия Буддийские храмы Пенанга Чайнатаун и центр Бангкока, Таиланд Храмы Багана, Мьянма - Часть 1 Храмы…

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
fotomm
Apr. 4th, 2012 08:05 am (UTC)
оч здорово !
allworld4us
Apr. 4th, 2012 10:09 am (UTC)
Спасибо! Времени что-то все не хватает, вот выкладываю по мере сил )) Даже первый день целиком никак не одолею..
isirob
Apr. 4th, 2012 06:29 pm (UTC)
это нормально: вернувшись из путешествия, хочется всё рассказать-показать подробно и обстоятельно... я вот из своего январского путешествия по Португалии ещё и половины не показал...
классный репортаж, экзотично :-)
allworld4us
Apr. 4th, 2012 07:05 pm (UTC)
Спасибо! Буду стараться :)
_sirano_
Apr. 4th, 2012 08:44 am (UTC)
Да у нас тоже первый день в Непале оставил массу впечатлений :)
allworld4us
Apr. 4th, 2012 10:10 am (UTC)
Очень интересная страна!
benfika
Apr. 4th, 2012 11:16 am (UTC)
хорошие фотографии! и место очень впечатляющее, согласна, тоже была там) только ведь там же нельзя снимать погребальные костры?
allworld4us
Apr. 4th, 2012 12:04 pm (UTC)
Спасибо! По крайней мере однажды там надо побывать, это точно!
Нам, вроде-бы, разрешали снимать все что угодно, пока мы оставались на восточном берегу...
dementievskiy
Apr. 16th, 2012 12:06 pm (UTC)
на обоих можно снимать.
в конце концов, можно спросить, нам разрешали
zraghevsky
Apr. 4th, 2012 03:21 pm (UTC)
Да очень интересно. Я когда то делал концепты про индуистский храм-крематорий. Про это место я не знал. Спасибо!
allworld4us
Apr. 4th, 2012 04:22 pm (UTC)
Да не за что! Спасибо, Валер, что заходишь! :)
livejournal
Apr. 6th, 2012 12:28 pm (UTC)
Храм-крематорий Пашупатинатх. Катманду, Непал.
User chernovstepan referenced to your post from Храм-крематорий Пашупатинатх. Катманду, Непал. saying: [...] же место, куда мы приехали, вызвало у нас изрядный культурный шок.. Неудивительно, ведь это был [...]
sun_ai_nuan
Apr. 8th, 2012 02:33 pm (UTC)
ох ничего себе.
allworld4us
Apr. 8th, 2012 03:46 pm (UTC)
Да.. Я думаю, я правильно не решился объединить весь первый день в один отчет.. Такие качели настроений..

Edited at 2012-04-08 03:47 pm (UTC)
rukhlenko
Apr. 10th, 2012 07:15 am (UTC)
>> тем более, что наш гид сам из рода брахманов
за 3 года жизни в Индии я, пожалуй, не встречал никого, кто был бы не из касты браминов. Такое ощущение, что бомжа под мостом пни - он окажется брамином в 50-м поколении.
allworld4us
Apr. 10th, 2012 07:23 am (UTC)
Неужели, не попадались даже кшатрии? :)
Мы, вот, спрашивали о происхождении только двух человек - нашего гида и водителя. Про гида я уже писал, а водитель сказал, что он вообще тибетец! :)
rukhlenko
Apr. 10th, 2012 07:34 am (UTC)
не, пару раз попадались, вроде. Это вообще не политкорректный вопрос в Индии про принадлежность к ксте. Например, в разных списках зачастую не пишутся фамилии (которые и показывают принадлежность к касте)

Но вообще все очень любят говорить, что брамины :)
Вспомнился продавец придорожного ларька, который на полном серьезе рассказывал, что у него MBA, полученная в Гарварде, где он учился.
allworld4us
Apr. 10th, 2012 07:54 am (UTC)
Судя по тому, что мы успели увидеть в северной Индии, там вообще верить особо никому не стоит :) Кстати, Асис даже обиделся, когда мы сказали ему, что он внешне немного похож на индуса.. Пришлось заверить его, что только чисто внешне, да и то с первого взгляда, да и вообще не очень.. ))
avkost1955
Apr. 22nd, 2012 07:23 am (UTC)
Вызывает по-настоящему сильные эмоции. Жесткая картина. Садху веселые, украшают рассказ.
allworld4us
Apr. 22nd, 2012 08:25 am (UTC)
Спасибо! Интересный был день.. Разнообразный по впечатлениям и эмоциям :)
livejournal
Dec. 8th, 2013 01:20 pm (UTC)
Пашуптинатх, Ступа, а также шорты
User e_shishkina referenced to your post from Пашуптинатх, Ступа, а также шорты saying: [...] у слов. Нашла в Сети, ища как пишется Пашуптинатх http://allworld4us.livejournal.com/29842.html [...]
( 21 comments — Leave a comment )
Powered by LiveJournal.com